Историческая справка

      До славянской колонизации территорию Верхнего Подвинья, место расположения Красноборского района, населяли угро-финские племена, в том числе и предки народа коми-перми. Колонизация местности славянами завершилась в XIV-XV в.в. К началу XVII в. волости, находившиеся на территории нынешнего Красноборского района, занимали центральное место в составе Двинской трети Устюжского уезда, были плотно заселены и наиболее развиты в экономическом отношении. Население составляли в основном черносошные (государственные) крестьяне. Основные занятия населения - земледелие, разведение скота на продажу, охота, крестьянские ремесла и промыслы. В XVII в. в среде крестьянства широкое распространение получили отхожие промыслы: бурлачество, промысел морского зверя и пушнины, стала бурно развиваться торговля.
      В 1620-х годах в центре волостей Верхнего Подвинья, на тракте Москва-Великий Устюг-Холмогоры, на высоком левом берегу р. Северной Двины среди красивого соснового бора возник погост, а затем слобода Красный Бор, быстро превратившаяся в крупное торговое поселение. Красноборские ярмарки с XVII в. играли заметную роль в торговле Подвинья, их торговый оборот был неизменно высоким на протяжении двух с половиной столетий.
      В 1780 г. был образован Красноборский уезд, а торговое селение Красный Бор переименовано в уездный город Красноборск, в нижней части герба которого, вошедшего в первую сотню городских гербов Российской империи, в серебряном поле помещены две сосны красного цвета, символизирующие происхождение названия города.
      В 1796 г. уезд был ликвидирован, а Красноборск стал заштатным торговым городом.
      В течение веков формировалась самобытная народная культура Красноборской земли. В XVII-XIX в.в. ее "древодельцы" создали блестящие образцы гражданского деревянного зодчества - жилые дома, хозяйственные постройки. Но высот совершенства архитектурного образа они достигли в строительстве культовых сооружений. До сих пор радуют людей своей красотой, совершенством форм и приемами обработки древесины уникальные памятники деревянной архитектуры: Цивозерская колокольня (XVII в.), Георгиевская церковь в Пермогорье (XVII в.), шатровый храм Дмитрия Солунского в с. Верхняя Уфтюга (XVII в.), Никольская церковь в Шеломени (XVII в.).
      Росписи по дереву, бытовавшие на территории нынешнего Красноборского района - художественный промысел и самобытное явление русского народного искусства, имеющие древние традиции и представляющие своеобразные школы русской народной росписи в бассейне реки Северной Двины. В конце XIX - начале XX веков здесь бытовали три типа Северодвинской росписи: пермогорская, ракульская и уфтюжская. Первые две широко представлены в крупных музейных собраниях России, опубликованы в многочисленных работах по народному искусству.
      В XVIII - XIX веках в Красноборске и его окрестностях бытовал крестьянский промысел - кушачное производство. Красноборские шерстяные цветные кушаки отличались высококачественной тонкой выделкой, чрезвычайной прочностью, оригинальной расцветкой. В середине XIX в. ежегодно производилось до 20 тысяч штук кушаков, сбыт которых осуществлялся по всей России.
      Традиции старых мастеров народных промыслов сохраняются и сегодня: в районе есть несколько центров по обучению ткачеству, плетению из лозы, бересты и соснового корня, росписи по дереву и бересте, лоскутному шитью, гончарному делу.
      На Красноборской земле в течение столетий сформировалось своеобразное богатое песенно-танцевальное и обрядовое искусство, сохранением традиций и пропагандой которого занимается Красноборский народный фольклорный хор, народные хоровые и танцевальные коллективы культурных центров района.

 

Главная страница Местное самоуправление Социальная сфера Экономика О районе Муниципальный заказ

Hosted by uCoz